Домен продается. Писать администратору.
Вернуться к обычному виду

География

Экономико-географическая характеристика территории

 

Сельское поселение Алакуртти  расположено в Кандалакшском районе Мурманской области. С востока территория поселения находится в непосредственной близости от Кандалакшского залива,    с запада выходит на государственную границу России с Финляндией.

Алакуртти (финск. Alakurtti) — село на юго-западе Мурманской области, расположено на расстоянии 120 км от г. Кандалакши, в 70 км от пограничного пропускного пункта Салла на границе с Финляндией.

Рельеф территории отличается большой пересеченностью, представляя собой систему впадин и возвышенностей, сглаженных действием ледника. Рельеф представляет собой низкогорье с понижением на восток. Общий характер рельефа расчлененный, материковая часть местами имеет гористый характер.

Геологическое строение и сложные тектонические структуры кристаллического фундамента находят отражение в современном рельефе, определяя его основные черты. Денудационно-тектонические формы рельефа, сложенные кристаллическими породами различного возраста составляют неотъемлемую специфику Кольского полуострова и территории поселения в частности.

На территории поселения растительность представлена полосами северотаежных лесов, принадлежащих Кольско-Карельской подпровинции североевропейской таежной провинции

Основные типы почвообразования — подзолистые и болотные. Болотные отложения занимают обширные площади в понижениях рельефа. В основном отложения представлены торфом различной степени разложения, илами, иловатыми глинами и суглинками. Мощность болотных отложений  0,2-3,0 м.

Немаловажную роль играют грунтовые воды, питающие торфяники низинных и переходных болот. Низинные болота расположены по берегам озер. Переходные болота развиты в пределах волнистых и грядовых поверхностей, на склонах и в основании которых происходит разгрузка подземных вод и создаются условия избыточного увлажнения.

Климат — субарктический, переходный от морского к континентальному с часто повторяющимися циклонами, которые зимой сопровождаются оттепелями. Зима длительная, но не суровая, лето короткое и прохладное. Средние температуры января — от -8 до -13 °С, июля от +8 до +14 °С. Характерно наличие полярного дня и полярной ночи.

В целом, природно-климатические условия территории являются сдерживающим фактором социально-экономического развития Алакурттинского сельского поселения.

Анализируя экономико-географическое положение Алакуртти следует отметить, что в масштабе Российской Федерации или СЗФО географическое положение с.п. Алакуртти можно назвать относительно выгодным. Выгоды геополитического положения обусловлены непосредственным примыканием территории поселения к границам Евросоюза. Алакурттинское сельское поселение, как часть РФ и Мурманской области, граничит с Финляндией – одной из наиболее прогрессивно развивающихся стан ЕС. Инновационное развитие в Финляндии является приоритетной моделью хозяйственного развития, однако базовые возможности данной модели практически исчерпаны. Для Финляндии характерен поиск таких инноваций, которые опирались бы на потенциально новые ресурсы, связанные  в т.ч. с сопредельными территориями. Вовлечение в инновационное развитие сопредельных территорий – один из элементов стратегии пространственного развития ЕС. Программы приграничного сотрудничества ЕС ориентированы в т.ч. и на Мурманскую область. Совместные с российскими регионами проекты будут осуществляться в рамках следующих программ.

 

Таблица 1.

 

Программа

Российские регионы-участники

Европейские регионы-участники

1

Коларктик

Мурманская и Архангельская области, Ненецкий автономный округ, Ленинградская область, Санкт-Петербург

Северные регионы Финляндии, Швеции и Норвегии

2

Карелия

Республика Карелия (+Мурманск, Архангельск, Ленинградская область и Санкт-Петербург)

Финляндия: регионы Каину, Северная Карелия и Оулу

 

Приграничное сотрудничество Мурманской области осуществляется в нескольких форматах:

·           в рамках межправительственных соглашений о сотрудничестве;

·           в рамках международных программ ЕС, сотрудничества с Советом министров северных стран (СМСС), Арктическим Советом (АС);

·           в рамках Баренцева/Евроарктического региона, в котором на уровне регионов участвуют 13 членов Регионального Совета;

·           Мурманская область поддерживает инициативу «Северного измерения», которая, по сути, является программой регионального сотрудничества на севере Европы.

 

Следует также отметить деятельность Баренцева ЕвроАрктического региона, который также предоставляет определенные возможности для ускорения регионального и муниципального  развития.

Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) был учрежден на состоявшейся 11 января 1993 г. в г. Киркенесе встрече министров иностранных дел России, Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии, Швеции, а также представителя Комиссии европейских сообществ. В принятой на этой встрече Киркенесской декларации подчеркивается, что «расширение сотрудничества в Баренцевом/Евроарктическом регионе будет существенно способствовать стабильности и развитию в регионе и Европе в целом». В качестве основной цели Совета провозглашается содействие устойчивому развитию региона, двустороннему и многостороннему сотрудничеству, улучшению положения коренного населения Севера. Однако реализация этих задач имеет отношение и к собственно экономическим проблемам.

Возможности инновационного развития связаны и с действующим соглашением Мурманской области с губерниями Лапландия и Оулу (Финляндия). Здесь имеют место  дружественные связи, предполагающие их трансформацию в потенциал экономического сотрудничества. Двустороннее сотрудничество реализуется в рамках планов сотрудничества, которые заключаются между губерниями на двухлетний период. Правовой основой сотрудничества с Финляндией является Соглашение между Правительством Финляндской Республики и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в Мурманской области, Республики Карелия, Санкт-Петербурге и Ленинградской области от 1992 года.

Сотрудничество с соседними губерниями Финляндии осуществляется и на двустороннем уровне и в рамках сотрудничества с Европейским Союзом, что дает Мурманской области дополнительные возможности в использовании инструментов международного сотрудничества для реализации приоритетных региональных задач.

Таким образом, в Мурманской области имеется набор общих и специальных инструментов приграничного сотрудничества способствующих социально-экономическому развитию. Абсолютное большинство субъектов Российской Федерации таких возможностей лишены. Вместе с тем практика приграничного сотрудничества свидетельствует о том, что в данном случае мы говорим скорее о потенциальных предпосылках развития. Использование их предполагает активную проектную деятельность, многоуровневые управленческие усилия. Тем не менее, экономико-географическое положение Алакурттинского сельского поселения следует считать выгодным.

Важнейшим в системе показателей ЭГП является транспортно-географическое положение (ТГП). Рассматривая этот фактор, мы отмечаем объективную удаленность от центра как  ограничение – лимитирующий фактор экономического развития. Вместе с тем, в масштабе Мурманской области,  т.е. в реальном управленческом масштабе, ЭГП поселения можно оценить иначе. Алакуртти расположен в относительной близости от ключевого инфраструктурного коридора соединяющего Мурманск и Санкт-Петербург. Еще в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 438 от 17 апреля 1999 года «О государственной концепции развития автомобильных дорог в Российской Федерации» приоритетным направлением дорожной политики является создание автодорожных коридоров России, один из них Мурманск — Петрозаводск — Санкт-Петербург — Новгород — Тверь — Москва — Тула — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск — Сочи.  М18 «Ко́ла»  это автомобильная дорога федерального значения Санкт-Петербург — Петрозаводск — Мурманск она входит в европейскую дорогу E105 Киркенес — Ялта. От города Кандалакша идет ответвление в сторону Алакуртти. В 1999 году был подписан Меморандум о договоренности между Европейской Комиссией и Правительством РФ по финансированию программой ТАСИС строительных работ по проекту ТАСИС «Строительство международного автомобильного пункта пропуска «Салла», который находится на 72 км западнее п. Алакуртти и на 176 км восточнее г. Рованиеми (губерния Лапландия). Открытие МАПП «Салла» связано с реализацией программы Баренц-Интеррег-Н, в соответствии с которой инвестируется строительство дорог в Финляндии. Этого транспортный коридор обеспечивает возможность пропуска 200-400 автомобилей в сутки, 150-200 тыс. человек в год. Для придания ПП «Салла» международного статуса необходимо было выполнить работы по строительству самого перехода и реконструкции автомобильной дороги как с финской, так и с российской стороны. В период 1996-2000 гг. предусматривалось строительство МАПП «Салла» (автопереход), строительство линий электоропередач пос. Алакуртти - Государственная граница, реконструкция автодороги Сала - Алакуртти, строительство поселка пограничников и работников таможни, техническое оснащение и подготовка кадров. На строительство МАПП «Салла» по проекту ТАСИС из средств Евросоюза было выделено свыше 5 млн. евро и около 35 млн. рублей с российской стороны. В сентябре 2002 года на российско-финляндской границе пункт пропуска введен в постоянную эксплуатацию. Одновременно за счет финансирования ТАСИС осуществлялся проект строительства ЛЭП-35 «Кайлары» - МАПП «Салла». Успешное завершение работ позволило обеспечить пропускной пункт надежным энергоснабжением.

Указанные города (Петербург и Мурманск) соединены  и магистральной железной дорогой. Непосредственно Алакуртти расположен в  конце бокового ответвления главного хода магистрали Петербург-Мурманск на 101 километре.

Ресурсно-географическое положение также выгодное т.к. на территории расположены многочисленные месторождения полезных ископаемых с умеренно благоприятной транспортной доступностью.