Святыни Кольского Севера
18.08.2010
Север - территория особая. Недаром академик Д.С.Лихачёв говорил, что «сюда ездят и будут ездить, чтобы испытать на себе нравственную целительную силу Севера, как в Италию, чтобы испытать целительную силу природы Европейского Юга». Здесь, на Севере, человек ещё не потерял ту невидимую связь с природой и Богом, которая в некоторой степени всё-таки утрачена в избалованных цивилизацией и теплом южных районах. В период летних отпусков и путешествий не все могут и хотят попасть на фешенебельные морские курорты, но есть на Кольском Севере дороги, которые манят каждого и открывают душе наше Заполярье таким, каким видели его ещё наши предки. «Есть у каждого Русь изначальная!» Эти слова кольского поэта Николая Колычева теплом отзываются в сердцах северян. А наша «Русь изначальная» всегда была православным краем, краем святынь и подвижников… Святыни Кольского Севера… Это и прекрасные каменные соборы Мурманска, и знаменитый Трифонов монастырь в Печенге, и Хибиногорский монастырь в Кировске, и, конечно, Успенская церковь на Терском берегу… И весь Терский берег, вдоль которого тянется дорога, - это места, святые для русского человека. Возрождённые после запустения периода атеистической власти, храмы Терского берега (Варзуга, Кашкаранцы, Умба) ныне осеняют благодатью весь этот край. Особое внимание паломников привлекает старинное село Варзуга, возраст Варзуга возрождается благодаря усилиям многих людей, но в первую очередь нужно сказать о трудах замечательного подвижника нашего времени, настоятеля Успенского прихода с. Варзуга, писателя-богослова игумена Митрофана (Баданина), который уже десять лет неустанно трудится на Терском берегу, ставшего для него родным. Написаны им книги о великих кольских святых Феодорите Кольском, Трифоне Печенгском, Варлааме Керетском, о Варзуге, о духовном осмыслении трагедии подводной лодки «Курск». Едут к отцу Митрофану со всех концов Руси люди со своими болями и проблемами, едут за утешением, с покаянием и молитвой, едут поклониться Кольским святыням. Обо всех святынях Кольского края в одной маленькой заметке сказать невозможно - даже перечисление займёт очень много места. Но хочется, чтобы алакурттинцы знали, что в селе Кашкаранцы усилиями отца Митрофана возрождена церковь постройки ХІХ века. Здание церкви в годы советской власти служило сельским клубом. На месте алтаря была сцена, где пели и плясали, забывая о том, что церковь была поставлена на мощах святых кашкаранских иноков… Сейчас каждый, кто подъезжает к Кашкаранцам, издалека видит возрождённый храм. Белый храм сияет золотом куполов на фоне бескрайнего моря и синего неба… А недалеко по дороге встретится ещё и часовня Безымянного Терского инока, и святой источник свои воды несёт для паломников… Удивительные места, наполненные благодатью и несуетными размышлениями о жизни… О Кашкаранцах можно прочитать в книге игумена Митрофана (Баданина) Собственно говоря, с какой целью я пишу об этом? Мысль проста и ясна: возрождённые и вновь выстроенные храмы осеняют благодатью Кольский край. Каждый день в Варзуге начинается по традиции колокольным звоном. Силы «князя тьмы» трудно одолеть без колокольного звона, без устремления людей к очищению души своей, без исповеди и покаяния. Если в селе стоит храм, то и люди в нём будут душой чище … Храм в Алакуртти, конечно, есть. Приход во имя святого благоверного великого князя Александра Невского уже действует в посёлке свыше десятка лет. В книге «Православный Мурман», изданной Мурманской епархией, есть фото интерьера того помещения, в котором в Алакуртти совершаются богослужения. Для верующих - это храм, но для тех, кто ещё только делает первые робкие шаги на пути к вере, нужно, конечно, чтобы всё-таки выстроена была в Алакуртти настоящая церковь - с куполом и колоколом, с церковной оградой, подходя к которой, человек уже невольно осеняет себя крестом… Всегда на Руси центром села, началом его был храм. Есть храм – выживет В.Яроцкая. Фото С.Соколов
|